Информационно-профилактические материалы о новых социально-негативных явлениях в детской и молодёжной среде.
Аутоагрессивное поведение – это намеренная, осознаваемая или неосознаваемая, активность, направленная на нанесение какого-либо ущерба своему соматическому или психическому здоровью, рассматривающаяся в качестве механизма психофизиологической защиты.
Вооружённые нападения в учебных учреждениях, или скулшу́тинг (от англ. school shooting — «школьная стрельба») — применение вооружённого насилия на территории образовательных учреждений (главным образом к учащимся), очень часто перерастающее в массовые убийства.
Федеральным агентством по делам молодежи в рамках работы по выявлению в сети Интернет новых социально-негативных явлений в детской и молодежной среде, в том числе их вовлечения в аутоагрессивное и противоправное поведение, за 2021 год отмечены следующие тенденции.
Среди несовершеннолетних отмечен рост популярности «фанфиков» (любительских сочинений, комиксов, анимэ и др. произведений) по резонансным инцидентам, связанным со скулшутингом и суицидом. Также отмечен рост заинтересованности несовершеннолетних к запрещенной экстремистской литературе. В социальных сетях и на форумах фиксируется увеличение количества размещаемых публикаций, позволяющих скачать данные материалы.
Отмечена тенденция оправдания авторов резонансных инцидентов нападений на учебные заведения, а также сбор денежных средств для вышеуказанных лиц. Пользователи сети Интернет размещают материалы, в которых утверждают, что нападавшие не являются виновными, дела против них сфабрикованы и правоохранительные органы скрывают правду об инцидентах. Кроме того, отмечается рост популярности сбора средств для оплаты услуг адвокатов для обвиняемых.
Также отмечен рост количества несовершеннолетних, участвующих в деструктивных инцидентах в целях создания контента для социальных сетей. Основными площадками для размещения и распространения деструктивной информации и соответствующего контента определены социальные сети «TikTok» и «Discord».
Новыми способами вовлечения несовершеннолетних в деструктивные сообщества определены:
— группы знакомств в формате «Ищу тебя» с размещением фото молодых людей. Опасность заключается в концентрации морально слабых молодых людей с неустойчивой психикой, с которыми в контакт вступают лица, обещающие славу, материальные блага, социальный рост, а как итог – получить повышенный интерес у противоположного пола;
— создание вредоносного контента для продажи в независимые средства массовой информации и увеличения количества подписчиков в социальных сетях;
— экстремальные «челленджи» с выполнением заданий, несущих опасность для жизни несовершеннолетних (так, например, в субъектах Российской Федерации одной из популярных подростковых игр является игра «Беги или умри». Популярность вышеуказанной игры также объясняется стремлением несовершеннолетних к увеличению количества подписчиков в социальных сетях);
— группы стремительного заработка, представляющие собой «секретные» сообщества в социальных сетях для инвестирования в «новые виды криптовалюты»;
— группы по обучению программированию и хакингу (под видом обучения несовершеннолетние привлекаются к совершению правонарушений в сети Интернет).
Росмолодежью совместно с ЦИСМ определены 23 ключевых направления деструктивных сообществ в социальных сетях. Среди них выделены 5 наиболее опасных направлений, призывающих детей и молодежь к актам насилия, нападениям на учебные заведения, самоубийствам, совершениям противоправных действий. К ним относятся: скулшутинг (школьный терроризм), суицид, ультрадвижения, анархизм и подражание криминальному поведению (АУЕ).
Всего на мониторинге находится 78069402 аккаунта в социальной сети «Вконтакте», из которых 1134760 активных, проявляющих интерес к деструктивным направлениям.
В связи с вышеизложенным органам исполнительной власти и родителям субъектов Российской Федерации рекомендуется при планировании и реализации профилактической работы с детьми и несовершеннолетними учитывать выше указанную информацию, акцентировав внимание на повышение информационной грамотности детей и молодежи. |